Глаз Божий. К 100-летию музея имени А.С. Пушкина. Фильм Леонида Парфенова 2 серия смотрите на ТВ
|
Телеканал: Первый канал в 21:00 1.06.2012 |
Покупки Морозова и Щукина в Париже взвинтили цены на новое искусство, которое до того момента ценилось, мягко сказать, невысоко. Когда Матисс по приглашению Щукина приехал в Москву, где увидел свое панно Музыка с закрашенными мужскими признаками флейтиста, художник ничего не сказал своему благодетелю, но и не забыл об этом. И уже в 30-х годах неоднократно писал советским властям, требуя убрать с картины этот фиговый листок. Только в 1988 году реставраторы Эрмитажа удалили ретушь. В интервью газете Утро России Анри Матисса: Последние 10 лет жизни я искал то, что русские иконописцы, оказывается, открыли еще в XIV веке. Иконы - это удивительная простота и невероятная ясность. Русские даже не подозревают, какими сокровищами владеют. В 1912 году Новый московский музей императора Александра III, так он тогда назывался, был торжественно открыт лично царем, прибывшим на открытие со всем семейством. После отъезда Щукина в эмиграцию сразу после революции 1917 года его коллекцию удостоят отдельного декрета о национализации. Коллекцию Морозова национализируют другим постановлением, а самого Ивана Абрамовича назначат... заместителем хранителя в собственном доме. Он выдержит на этой должности только неделю. Щукин и Морозов не забрали с собой в эмиграцию ни единой картины из своих собраний. На новом искусстве, завезенном в Россию Щукиным, на новых вкусах, привитых им, уже после революции возник так называемый русский авангард - ни на что не похожий и самый радикальный. В 1928 году в Москве гостит Альфред Барр - будущий основатель знаменитого ныне Музея современного искусства в Нью-Йорке. И именно тогда, посетив Щукинскую и Морозовскую галерею, он увидел самый первый прообраз того, что потом сам создаст в Америке. В итальянском дворике музея изобразительных искусств выставлялся макет Дворца Советов (который собирались возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя и именно туда оценить будущее сооружение пришли И. Сталин, М. Горький и другие видные деятели советского государства. В подвале музея была завалена работой мастерская, где изготавливали слепки со слепков античных скульптур, которые - будучи установленными в парках - призваны были своими классическими очертаниями служить примером для советских физкультурников. Знаменитая Девушка с веслом - также плод вдохновения, разбуженного античной скульптурой. Кстати, самая первая девушка с веслом была обнаженной, но более массовая ее версия сходила с конвейеров уже в трусах и майке Леонид Парфенов демонстрирует зрителям процесс превращения античной формы искусства в советскую. После войны, когда Государственный музей нового западного искусства вернулся из эвакуации, в его судьбе произошли серьезные перемены. 6 марта 1948 года выходит постановление Совета министров №672, где говорилось: Государственный музей нового западного искусства содержит безыдейные, антинародные, формалистические произведения западноевропейского буржуазного искусства, закупленные московскими капиталистами в конце XIX начале XX вв... После этого музей был упразднен, а его коллекция поделена между музеями Пушкина и Эрмитажем. Все самое радикальное уехало в Ленинград - подальше с глаз столичного начальства. Знаменитый рисунок Пикассо Голубь мира, ставший эмблемой международного движения за мир (активно продвигаемого СССР, вернул новому искусству надежду на возвращение в Россию. В 1950 году Пикассо дают международную премию мира, а вместе с ней - официальный статус прогрессивного художника. В 1956 году друг Пикассо, советский поэт Илья Эренбург пробивает в СССР первую персональную выставку художника. К до сих пор запретным картинам из коллекции Щукина и Морозова сам Пикассо присылает свои новые работы. На открытие в Пушкинский музей набивается такая толпа, что в зале не хватает места. Многолетний директор музея Ирина Антонова навсегда запомнила, как в конце 50-х через итальянский дворик музея шла экскурсия испуганных старшеклассниц. Войдя в зал, они были ошеломлены. Увидев фигуру Давида Микеланджело, все как по команде подняли платочки к лицам и постарались как можно быстрее, бочком-бочком, пройти мимо. С Пушкинским музеем связаны многие исторические события в жизни российской культуры, вехи. Взять хотя бы визит Джоконды или приезд Марка Шагала (он проделал путь из Франции в Москву для того, чтобы посмотреть на лучшее собрание работ основоположника нового искусства... француза Анри Матисса, или устроение пианистом Святославом Рихтером музыкально-изобразительного фестиваля Декабрьские вечера, или вызвавшую гигантский ажиотаж выставку Москва-Париж.
Актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Владимир Этуш, Владимир Зайцев, Евгений Миронов, Сергей Васильев, Владимир Познер, Петр Налич Авторы: Леонид Парфенов Студия Намедни, При участии Фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Дмитрия Рыболовлева, Россия, 2012
ВИДЕО: Глаз Божий. К 100-летию музея имени А.С. Пушкина. Фильм Леонида Парфенова 2 серия
|
Глаз Божий. Фильм Леонида Парфенова о Пушкинском музее. Серия 2
|
|
Глаз Божий. Фильм Леонида Парфенова о Пушкинском музее. Серия 1
|
|
ФИЛЬМ ПАРФЕНОВА О Пушкине (Часть 1)
|
|
«Глаз Божий»: новый фильм Леонида Парфенова
|
|
Экскурсия Леонида Парфенова по выставке «Щукин. Биография коллекции»
|
|
Следующие передачи на канале Первый канал в 22:35 01.06.2012
|